Сегодняшние дети ничего не читают – такие жалобы можно услышать сплошь и рядом и от учителей, и от родителей. Однако так думают, конечно, не все… Насколько серьезна эта проблема?

Современному ребенку надо успеть пропустить через себя море информации, осилить школьную программу и массу дополнительных занятий – читать ему просто некогда! А вот фильмы, Интернет и аудиокниги значительно экономят время. Казалось бы, что тут такого…На самом деле, при чтении задействованы другие участки мозга, чем при просмотре кино.

Ученые пришли к выводу, что состояние при восприятии фильма напоминает состояние при релаксации, и его можно отнести к пассивному отдыху. При чтении же человек не просто воспринимает информацию, но представляет себе то, о чем он читает, тренирует свое воображение и получает удовольствие от этого активного состояния своего мозга. Глядя в телевизор фантазировать и представлять практически нечего, за нас все сделали режиссеры и актеры, информация поступает в мозг как готовый результат. Нет смысла говорить о том, что это плохо само по себе, просто стоит понять, что психика, постоянно получающая воздействие такого качества, привыкает к ней, как к манной каше. А зубы, коими здесь выступают воображение, фантазия, творческое мышление – постепенно начинают атрофироваться…

Теперь вопрос: почему человек не любит что-то делать? Не надо искать заумных ответов, все просто: потому, что ему это неинтересно. И если взрослых может уговорить чувство долга и ответственности, то ребенок при этом остается искренним. Отсюда вывод: принуждение — не наш путь. Давайте поищем другие пути, те, которые провернут ключик в двери интереса, за которой окажется любовь.

Как же пробудить в ребенке любовь к книге?

Способ первый, естественный. И самый надежный. Родители для малыша – первый и главный авторитет (по крайней мере, в детстве), а значит, он всегда подсознательно на них равняется. Родители любят читать, им это по-настоящему интересно? Значит не надо никаких искусственных способов. Главное в такой семье – не закормить ребенка теми книгами, которые по возрасту ему еще не по плечу.

Способ второй – вдохновляющий . Практически все родители с большей или меньшей частотой, но читают своему малышу сказки. И вот наступает в его развитии такой момент, когда он уже умеет сам складывать слова и знает наизусть любимую сказку. Самое время найти причину, чтобы остановить свое чтение и пойти, к примеру, на кухню. Но дочитать-то хочется – и не только малышу, но и маме! Пусть сказку «почитает» ребенок – своими словами! Поддержать, порадоваться и поохать от восторга – значит закрепить в ребенке позитив, настроить его на получение удовольствия от этого процесса.

Способ третий – интрига. Читать вроде умеет, а не спешит. Что ж, берем самую интересную книгу, дочитываем до самого интересного места, и… вспоминаем о неотложном деле! А книгу оставляем на самом видном месте и горько вздыхаем, что так и не узнаем, что же там будет дальше. Только не теряйте терпения, если результата не получится с первого раза – особо стойким понадобится раз 7-8 проиграть этот же сценарий!

Способ четвертый – социальный. Если речь идет о садике, можно договориться с воспитательницей, чтобы она дала возможность вашему малышу почитать при всех и похвалила. Со школьником стоит порыться в поисках интересной информации по разным предметам, внимательно наблюдая, что на самом деле ему интересно. Если сработает ключик интереса – так же с воодушевлением он будет рассказывать об этом и в классе. А это уже и хорошая отметка, и похвала учителя, и уважение одноклассников. Такие приятные вещи ему захочется повторить – просто надо какое-то время потрудиться и закрепить это в вашем ребенке.

Способ пятый — обсуждайте прочитанное! Чем чаще в доме говорят о том, что каждый узнал нового, тем проще и естественней воспринимается ребенком литературная речь. Введите в доме правило: хотя бы раз в день обсудить прочитанное, даже если речь идет о газетной статье. Выделяйте факты, обращайте внимание на характеры людей, говорите о чувствах, о разных вариантах развития событий… Возможно для этого придется слегка поднапрячься, но результат того будет стоить! Ребенок не только захочет быть «в теме», но и научится логично мыслить, анализировать текст, научится разбираться в мотивах поведения людей. А то, что дается легко и не доставляет проблем – уже приятно…

Главная мысль, которую должны понять родители – соединить у ребенка чтение с понятием удовольствия, радости. А дальше – остается только открыть для ребенка безграничный мир книг, где каждый находит свое. Развитие творческого мышления, воображение, умение выражать свои мысли, работать с большими объемами информации – вот все те бонусы, которые получит ребенок на пороге взрослой жизни! А ради этого, согласитесь, стоит потрудиться!