Успехи наших детей в различных видах деятельности и в учебе зависят от способности быть внимательным. Что же такое внимательность?

Внимательность — это сложное образование, определяемое направленностью личности, системой ее ценностных ориентаций. Эти ориентации и диктуют ребенку, к чему и как он должен быть внимателен в жизни, в учебе, в работе.

Выделяют несколько свойств внимания — устойчивость, концентрированность, распределение, переключение и объем. Если все эти компоненты хорошо развиты, то можно говорить, что ребенок внимателен.

От развитых свойств внимания напрямую зависит успеваемость в школе. Причем у детей с большим объемом внимания будут успехи в математике, хорошее чтение зависит от устойчивости внимания, а вот успехи в освоении русского языка зависят от точности распределения внимания.

Мы часто говорим нашим детям «Соберись!», «Будь внимательным!», «Сосредоточься!», но как же ребенку выполнять эти команды, ведь у него нет специальной кнопки, чтобы нажать и сразу стать внимательным!) Как нам помочь ребенку стать внимательнее? Можно тренировать свойства внимания с помощью различных игр.

1. Всем известны игры по типу «найди отличия». Эта игра помогает развитию такого свойства внимания, как способность к переключению.

Для этого берем две одинаковые на первый взгляд картинки, но между которыми есть несколько отличий. Помогите малышу искать отличия целенаправленно, просматривая все элементы картинки по очереди, а не хаотично.

2. Для развития концентрации внимания очень полезно упражнение «перепутанные линии». Это упражнение чрезвычайно простое, просто находим где какая линия начинается и заканчивается.

Идем от простого к более сложному. Сначала ребенок следит за линией и одновременно рисует по ней карандашом, затем следит за линией, ведя по ней пальчиком, а потом следит просто глазами.

3. Упражнение «корректор», развивает устойчивость внимания. Очень хорошо, если вы будете делать это упражнение регулярно. В этом упражнение нужно вычеркивать буквы или значки в соответствии с образцом. Ограничьте время выполнения задания, начиная с одной минуты и постепенно увеличивая до трех-четырех минут. Можно специально написать несколько строчек для ребенка, но мы брали готовые книги и я просила ребенка зачеркнуть карандашом, например, все буквы «А»и «О». Далее ребенок сам, с вашей помощью должен проверить все ли буквы он зачеркнул. Выпишите сколь букв зачеркнуто.

4. Упражнение «числовая цепочка», развивает внимание и память.

Рисуем цепочку и предлагаем заполнить ее ребенку по определенным правилам. Правила подбираем для своего ребенка в зависимости от возраста и подготовленности. К примеру: заполни цепочку, но если число попадает в треугольник, то оно увеличивается на 2, если в квадрат, то увеличивается на 1, если в кружок, то уменьшается на 4.

5. Упражнение «движение по команде» или по другому мы называем его «робот». Я называю ребенку действия, которые он должен выполнить без ошибки. Например, я диктую: подними правую руку вверх, сделай шаг вперед левой ногой, потрогай левое ухо правой рукой, сделай приставной шаг влево и т.д. Обговариваем сразу сколько действий будет исполнено ребенком, если он сделает все правильно, то даю какой-нибудь приз, например конфетку.

Играйте с ребенком, проводите время вместе и с удовольствием, тогда обязательно ваш ребенок вырастет не только внимательным и умненьким, но и хорошим, добрым человеком!