Сегодня мы поговорим, что такое родительские установки и как они влияют на воспитание детей.

Вы, наверное, не раз слышали вопрос кого-либо из взрослых в адрес своего ребенка: «Почему именно в нашей семье растет такой неусидчивый (замкнутый, упрямый и т.п.) ребенок? В нашей семье никто, ни я, ни отец, ни бабушки-дедушки такими не были. Мы всегда вкладывали в него…, мы всегда учили его… Кто его (ее) этому научил?..»

В этих словах звучит, прежде всего, переживание своей родительской беспомощности. По мнению известного педагога Г. Хоментаускаса за этим эмоциональным возмущением кроются определенные родительские установки на воспитание детей. Одну из них можно озвучить так: «Ребенок должен быть такой, как мы». Вторую: «Мы, родители, полностью ответственны за воспитание ребенка». По его мнению, в обеих этих позициях присутствует распространенное и существенное искажение реальности.

Разберемся, что же кроется за первой родительской установкой?

Если встать на первую родительскую позицию, то получается, что ребенок должен жить, развиваться, действовать и думать, как это делают его родители. Любая непохожесть воспринимается как его «плохость». Но мы должны понимать, что в жизни важны и нужны совершенно разные, не похожие друг на друга люди, все они ценны и полезны для общества: и непоседа, и общительный, и замкнутый, погруженный в себя ребенок. А вдруг они станут в будущем путешественником, политическим деятелем или ученым?

Часто бывает, что именно те особенности личности детей, которые волновали родителей, и которые они хотели так исправить (например, настырность, независимость и т.п.), во взрослой жизни станут их достоинствами.

Желание родителей передать своему ребенку все самое лучшее, в том числе и то, что имеют сами, понятно. Но почему то многие из нас забывают о своих личных недостатках. Желание иметь детей без каких-либо недостатков – нереально, завышено, как по отношению к себе, своим воспитательным воздействиям, так и к своему ребенку.

Посмотрим, насколько верна вторая родительская установка?

Вторая позиция заключается в том, что родители испытывают чувство вины за то, что их дети не имеют тех качеств, которые они им пытались привить. Нужно учитывать то, что кроме родителей, на формирование ребенка действует множество факторов: общение с воспитателями, учителями, сверстниками, воздействие СМИ, телевидения, интернета. Кроме того, ребенок сам по себе – личность и по-своему воспринимает, перерабатывает и усваивает весь поток информации и все воспитательные воздействия. Он по-своему воспринимает, ощущает, чувствует, рассуждает, нарабатывает жизненный опыт, вырабатывает свою точку зрения и выбирает логику поведения. Получается, что и эта родительская установка не совсем верна. Да, родители несут главную ответственность за воспитание и развитие детей, но они не могут поместить их под стеклянный колпак и оградить от всего и всех.

Вывод: родителям не стоит беспокоиться о том, что дети отличаются от нас, взрослых. Они – это не мы! Это нужно признать. Родителям не нужно испытывать чувство вины за то, что не удалось привить ребенку каких-либо собственных идеалов. Идеальной системы воспитания не существует – это факт. Никто не сможет дать вам 100% воспитательных средств, дающих 100% результат.

Родителям важно повышать свою педагогическую и психологическую компетентность и научиться понимать, что воспитание – это не дрессировка, а совместная жизнь с мыслящей, чувствующей и неповторимой личностью.